Окна русской избы

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет.

Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).

29433469a2c84d54859ebd0f40d3f991

Традиционное окно пуританского дома

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей.

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна.

Окна в русской избе, как глаза дома, украшали наличниками и ставнями.

Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна — это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом.

Большую коллекцию русских наличников можно увидеть в нашем фотоальбоме: ]]> https://vk.com/album-45270133_182878394 ]]>

Вот несколько фотографий из этой замечательной коллекции:

Смотрите также фильм:

Как строили наши предки. Русский деревянный дом

Источник

О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

Источник

Декор русской избы: особенности, интересные факты и описание

Русская изба символизирует собой Россию в малом. Ее архитектура представляет собой стойкость традиций, которые дошли до нас благодаря верности крестьян заповедям прошлого. На протяжении нескольких веков вырабатывались стиль, планировка и декор русской избы. Интерьер всех домов практически ничем не отличается, он вмещает в себе несколько элементов: несколько жилых комнат, сени, чулан и горницу, а также террасу.

Изба в России: история

Изба представляет собой деревянное строение, которое до трети своей части уходит под землю, напоминающее полуземлянку. Те дома, где не было печной трубы, именовались курными. Дым из печи выходил на улицу через входные двери, поэтому во время топки он висел над потолком. Чтобы сажа не падала на людей, сооружались специальные полки по всему периметру стен. Немного позже начали делать отверстия в стене, а потом и в потолке, которое закрывалось задвижкой. Декор русской избы курной был непримечательным. Полов как таковых не было, они были земляные, окон также дом не имел, были только небольшие окошки для освещения. В ночное время пользовались для освещения помещения лучиной. Через несколько столетий начали появляться белые избы, в которых были печи с трубами. Именно такой дом считается классической русской избой. Она делилась на несколько зон: печной угол, отделяемый от других занавесом, справа у входа располагался угол женский, а возле очага – мужской. С восточной стороны горизонта в доме располагался так называемый красный угол, где на специальной полке под вышитыми полотенцами в определенном порядке размещался иконостас.

Читайте также:  ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА ОТ КРУПНЕЙШЕГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В ОДИНЦОВО

Внутренняя отделка

Потолок в доме был из жердей, которые предварительно раскалывали пополам. На мощную балку выкладывали брусья, щели замазывали глиной. Сверху потолка насыпали землю. К балке подвешивали колыбель на специальное кольцо. Такой декор русской избы внутри предполагал обшивку внутренних стен досками из липы. Возле стен размещали лавки, на которых спали, и сундуки, где хранили вещи. На стены прибивали полки. Особой роскоши внутри избы не было. Каждая вещь, которую там можно было увидеть, была нужна в хозяйстве, лишнего ничего не было. В женском углу размещали предметы, необходимые для приготовления пищи, также здесь была прялка.

Элементы декора русской избы

В избах все блистало чистотой. На стены вывешивали вышитые полотенца. Мебели было мало, кровати и шкафы появились только в девятнадцатом столетии. Главным элементом был обеденный стол, который размещался в красном углу. Каждый член семьи всегда садился на свое место, хозяин сидел под иконами. В будние дни стол скатертью не накрывали, на стены не вывешивали никаких украшений. В праздники изба преображалась, стол выдвигали на середину комнаты, накрывали скатертью, на полки выставляли праздничную посуду. Еще одним элементом декора служил большой сундук, который был в каждой избе. В нем хранилась одежда. Сделан он был из дерева, оббит полосами из железа и имел большой замок. Также декор русской избы предполагал наличие лавок, где спали, и подвесной люльки для грудных детей, которую передавали из поколения в поколение.

Порог и сени

Первое, с чем сталкивались, когда входили в избу, — это сени, что представляли собой помещение между улицей и отапливаемой комнатой. Они были очень холодными и применялись в хозяйственных целях. Здесь висело коромысло и прочие необходимые предметы. Хранили в этом месте и продукты питания. Перед входом в теплое помещение был выстроен высокий порог, где гость должен был поклониться хозяевам дома. Со временем поклон дополнился крестным знамением перед иконами.

Русская печь

Когда попадали в основную комнату, первое, на что обращали внимание, — это была печь. Так, декор русской избы предполагает наличие такого главного элемента, как русская печь, без которой помещение считалось нежилым. На ней также готовили пищу, в ней сжигали мусор. Она была массивной и долго сохраняла тепло, в ней было несколько заслонок для дыма. Здесь размещалось много полок и ниш для хранения посуды и прочих предметов быта. Для приготовления пищи применяли чугунки, которые ставились в печь при помощи рогачей, а также сковородки, глиняные горшки и кувшины. Здесь стоял самовар. Поскольку печь стояла в центре комнаты, она прогревала дом равномерно. На ней размещали лежанку, на которой могли помещаться до шести человек. Иногда сооружение было такого размера, что в нем могли мыться.

Красный угол

Неотъемлемой частью внутреннего декора избы считался красный угол, который находился в восточной части дома. Он считался священным местом, здесь размещали вышитые полотенца, иконы, священные книги, свечи, святую воду, пасхальное яйцо и так далее. Под иконами находился стол, где принимали пищу, на нем всегда стоял хлеб. Иконы символизировали алтарь православного храма, а стол – церковный престол. Здесь принимали самых почетных гостей. Из икон в каждой избе были обязательными лики Богородицы, Спасителя и Николая Угодника. К красному углу были обращены изголовья постелей. В этом месте проводили множество обрядов, которые связаны с рождением, свадьбой или похоронами.

Лавки и сундуки

Сундук также являлся важным элементом декора. Он переходил по наследству от матери к дочке и размещался возле печи. Все убранство дома было очень гармоничным. Здесь присутствовало несколько видов лавок: длинные, короткие, кутные, судные и так называемые нищие. На них размещались различные предметы хозяйственного назначения, а на «нищую» лавку мог присесть незваный гость или нищий, который без приглашения вошел в дом. Лавки символизировали дорогу во многих старых обрядах.

Читайте также:  Нужна ли пластиковому окну ручка с замком

Таким образом, перед нами представляется уютная русская изба, единство конструкции и декора которой является прекрасным творением, которое создал крестьянин. В доме не было ничего лишнего, все предметы интерьера использовались в повседневной жизни хозяев. На праздники изба преображалась, ее украшали предметами, сделанными своими руками: вышитыми рушниками, вытканными скатертями и многим другим. Это нужно помнить, если нужно принести в школу рисунок на эту тему. В 5-м классе на ИЗО «декор русской избы» — одно из предусмотренных программой заданий.

Люди обустраивали свои избы, сопоставляя их мироустройству. Здесь каждый угол и деталь наполнены особым смыслом, они показывают взаимоотношения человека с внешним миром.

Источник

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 1

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 2

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 3

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 4

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 5

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 6

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 7

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 8

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 9

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 10

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Читайте также:  Что делать при ремонте в первую очередь монтаж окон или радиаторы

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 11

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 12

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Источник



Декор окон русской избы

«Очи» русской избы — окна и их обрамление

Говоря о русской избе, нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Старинное слюдяное окно

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание — наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой. Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

Наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

Больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

Интересно, что вместо обычных наличников — симметричные резные фигуры

А здесь общая подоконная доска, точнее «подзоры», и отдельные «очелья»

Если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга.Три окна — «красное» посредине, уменьшенные «косящатые» по бокам

Помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно.

Простые филенчатые ставни

Тоже филенчатые, но уже с резьбой.

Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов. Как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя..

Источник