Дорога Екатеринбург - Дегтярск

Паспорт
 проекта строительства автодороги
«г. Дегтярск – п. Чусовское озеро»

 

1. Постановка проблемы.

 

 

Основным принципом, закладываемым в разрабатываемую концепцию социально-экономического развития городского округа Дегтярск до 2020 года, является интеграция города в агломерацию «Большой Екатеринбург» с полным сохранением и активным  использованием его текущих преимуществ перед другими пригородами, а именно: географическое положение, особенности рельефа и природных памятников, резервы по существующим и перспективным городским сетям, земельные ресурсы, большое количество квалифицированной рабочей силы, экология, историко-туристические особенности. Иное развитие территории, позволяющее вывести ее из статуса муниципалитета с низкой долей собственных доходов, и придания экономике устойчивого вектора развития невозможно.

 

На текущий момент, хотя Дегтярск и является территориально ближайшим пригородом Екатеринбурга (около 25 километров по прямой), из-за особенностей рельефа и сложившейся дорожной сети, расстояние до него по автодорогам составляет 55-60 километров, что с учетом загруженности, означает от 40 минут до полутора часов пути. Данное время в пути находится за пределом критического комфортного для ежедневных поездок, как от места проживания на работу в Екатеринбург, так и наоборот, в случае размещения предприятий на территории Дегтярска (согласно различным оценкам, комфортное время не более 20-35 минут, без учета движения по городу). Эта же проблема затрудняет производственную и товарную логистику предприятий, планируемых к размещению и существующих на территории городского округа, время доставки товара на объект в Екатеринбурге и возврата транспортного средства обратно может составлять до 4 часов! 

Такими образом, на первый взгляд незначительная проблема является реальным и основным тормозом развития социально-экономической сферы городского округа Дегтярск, как в жилом строительстве – несмотря на дефицит доступного жилья в Екатеринбурге, так и в производственно-коммерческой инфраструктуре – несмотря на желание малых и средних  предприятий вывести свое производство и логистику из Екатеринбурга. В обоих сферах Дегтярск готов предложить наилучшие условия, это же касается и объектов рекреационного комплекса, сельского хозяйства, пищевой и строительной промышленности.

 

2. Цель проекта. 

 

Создание инфраструктурных условий для успешной реализации концепции социально-экономического развития городского округа Дегтярск до 2020 года. 

 

3. Задачи проекта.

 

3.1. Строительство автомобильной дороги из центральной части города Дегтярск (городской округ Дегтярск) до поселка Чусовское озеро (муниципальное образование “город Екатеринбург”), в последствии с продлением до ЕКАД.
3.2. Организация придорожной сервисной инфраструктуры на существующих и перспективных автодорогах Дегтярск – Екатеринбург, Дегтярск – Полевской, Дегтярск – Ревда (Первоуральск).

3.3. Включение всей транспортной и иной инфраструктуры в корректуру генерального плана ГО Дегтярск.

3.4. Разработка генерального плана на перспективу до 2028 года с учетом концепции социально-экономического развития городского округа Дегтярск.

3.5. Разработка системы организации междугородного пассажирского транспорта с использованием новых транспортных возможностей, согласно потребностям населения городского округа Дегтярск и города Екатернбурга. 

 

4. Краткая характеристика проекта.  

 

4.1. Общее описание строительства.

Новая автодорога сократит расстояние до Екатеринбурга с 55 до 29 километров, среднее время в пути сократится в 2-2,5 раза – до 20 минут, причем, въезд в город со стороны Объездной автодороги позволит распределить автомобильный поток так, что будет максимально облегчен проезд в любой район областного центра.

4.2 Краткие характеристики автодороги. 

 

Категория дороги

III 

Интенсивность движения, авто/сутки 

До 6000

Протяженность дороги, км

14

Расчетная скорость движения автомобилей, км/час

90

Тип покрытия

Капитальный

Количество полос движения

2

Категория земель в предполагаемой полосе строительства автодороги на момент начала строительства

Земли поселений

Категория лесов в предполагаемой полосе строительства автодороги на момент начала строительства

II категория

Необходимость сооружения гидротехнических сооружений

Мост через р. Чусовая

Оценочная стоимость, млн. рублей

600-800

 

4.3. Очередность строительства.
Строительство автодороги Дегтярск – Екатеринбург предполагается осуществить в три очереди: 
Первая очередь – строительство автодороги по территории городского округа Дегтярск до реки Чусовая в районе водозаборной станции (5,5 километров) на основании существующей грунтовой дороги.
Вторая очередь – строительство моста через реку Чусовая и автодороги до п. Чусовское озеро (8,5 километров).
Третья очередь – строительство автодороги в обход п. Чусовское озеро до Екатеринбургской кольцевой автодороги (8 километров). 

5. Основные показатели социально-экономической эффективности от реализации проекта.

Поскольку строительство автодороги «Дегтярск – п. Чусовское озеро» является ключевым инфраструктурным элементом реализации «Концепции социально-экономического развития городского округа Дегтярск», в первую очередь за счет него удастся осуществить следующие мероприятия по капитальному строительству, которые выбраны как приоритетные в развитии муниципального образования:

5.1. В результате решения транспортного вопроса и превращения Дегтярска в аналог «спального района» Екатеринбурга совершенно по другому будет оценено многоэтажное жилое строительство. В соответствии с оценкой потенциального спроса со стороны жителей Дегтярска, Екатеринбурга и других городов, конъюнктура рынка позволяет говорить о ежегодном вводе до 40000 квадратных метров жилья и до 1 200 000 до 2028 года, что перекроет все исторические показатели города и существенно ускорит реализацию национального проекта «Доступное жилье». 
5.2. Уникальная экология и великолепные ландшафты, в совокупности с настоящими «дремучими» лесами и так привлекают жителей области, которые осуществляют на территории городского округа малоэтажное строительство, преимущественно дачное  и для сезонного пребывания, что связано именно с ограничениями по транспортной доступности. Реализация проекта приведет к настоящему буму малоэтажного строительства, в первую очередь коттеджного, ориентированного на постоянное проживание со всеми вытекающими отсюда преимуществами. В генеральный план заложено более 800 Га под малоэтажное строительство различных видов организации.
5.3. Строительство двух градообразующих предприятий (крупных по меркам муниципальной экономики) принадлежащих к приоритетным отраслям экономики РФ, ориентированных в продажах своей продукции не только на рынок Свердловской области. В условиях постоянно изменяющейся системы платежей в бюджет это даст, помимо постоянных прогнозируемых доходов, источник финансирования части городских программ. Все предприятия размещение которых будет рассматриваться должны будут удовлетворять критериям экологичности, а решение об их размещении будет приниматься исключительно после публичных слушаний.
5.4. Основная часть промышленно-производственного сектора будет состоять из малых предприятий, ориентированных на удовлетворение потребностей Екатеринбурга и Свердловской области, большая часть таких предприятий при создании – это вынесенные производства из Екатеринбурга, с целью снижения затрат или по причине отсутствия возможностей расширения производства в ограниченных условиях (в первую очередь размерами земельного участка).
5.5. Создание индустрии производства строительных и отделочных материалов. Малые и средние предприятия ориентированные как на переработку ресурсов местных месторождений, так и на иные ресурсы, для поставки продукции на объекты в новых районах Дегтярска, Екатеринбурга, Ревды, Первоуральска и Полевского.
5.6. Развитие сельского хозяйства и пищевой индустрии. 
Общая ориентация на географическую близость к Екатеринбургу и другим крупным городам дает основание для ориентации развивающегося АПК Дегтярска на такие виды сельскохозяйственной деятельности, для которых эта близость наиболее важна с технологической, инвестиционной, кадровой или логистической точки зрения. Важное значение придается переносу профильных предприятий из областного центра.
5.7. Строительство и эксплуатация оздоровительных и рекреационных комплексов, спортивных баз и баз отдыха для нужд населения и предприятий Дегтярска, Екатеринбурга, Первоуральска, Ревды.
5.8. Складские и логистические предприятия. Географическое положение позволяет говорить о эффективности всех логистических проектов, направленных на обеспечение нужд южных районов Екатеринбурга в том числе, строящегося Академического, Полевского, Ревды, Первоуральска по большинству товарных групп. 
5.9. Размещение производственных и складских баз предприятий Екатеринбурга. В основном это касается строительных, автотранспортных предприятий и других, чьи требования к площадкам для ведения бизнеса, в первую очередь, касаются их больших площадей. 

Вышеперечисленные основные приоритеты социально-экономического развития городского округа Дегтярск позволят создать самодостаточную доходную базу местного бюджета в течении 4-5 лет и зафиксировать постоянную динамику интенсивного экономического роста, в течение нескольких лет полностью ликвидировать проблему безработицы и довести зарплату до среднего по области уровня, добиться постоянного роста населения и прийти в 2025-28 годах по этому показателю к уровню конца 80х годов. Согласно генеральному плану, городской округ планирует восстановить численность населения до 34-36 тысяч человек к 2028 году (умеренно оптимистичный вариант), чему способствует наличие базовой инфраструктуры и чрезвычайно выгодное географическое положение, а также реализация нескольких стратегических проектов, таких как дорога Дегтярск – Екатеринбург, в тоже время, существенное количество екатеринбуржцев приобретут недвижимость в ГО Дегтярск в качестве второго или летнего дома (дачи).
Градостроительное планирование производилось с максимальным использованием преимуществ перспективной автодороги и расположение жилых кварталов, и производственных площадок выбрано оптимально с точки зрения транспортной доступности в будущем. 
Все это позволит интегрировать не только экономику, но и социально-культурную сферу в пространство столицы региона, что например, даст возможность интегрировать молодежь в культурную жизнь мегаполиса и позволит избежать ее физического оттока на постоянное место жительство в другие города, или обучать специалистов, в расчете на рынок Екатеринбурга, а также обеспечит приток квалифицированных кадров из вне. В любом случае, менталитет жителей изменится коренным образом, и они не будут себя чувствовать населением малого города, со всеми присущими ограничениями, получат такие возможности, которые невозможно создать в городе с населением 16 тысяч человек не при каких финансовых и иных условиях.



6. Оценка экономической эффективности от реализации проекта. 

Основная проблема в дальнейшей работой над концепцией «Стратегического развития городского округа Дегтярск до 2020 года» и стратегических проектах на базе ее, в том числе генерального плана и программа развития по отраслям, заключается в том, что в зависимости от выбора альтернативы (строительства или нет автодороги «Д-ЧО») прогнозные показатели могут отличаться не просто существенно а в разы. А приоритеты и задачи по направлениям развития соответственно становятся совершенно иными. Таким образом пока не будет принято окончательного решения по строительству автодороги все программные проекты могут носить либо краткосрочный, либо концептуальный характер. Чтобы проиллюстрировать ниже приведена сравнительная таблица. 

Таблица. Сравнение средне-оптимистичных экспертных прогнозов по развитию территории к 2027 (промежуточный на 2020) году в вариантах наличия (Вариант №1) и отсутствия (Вариант№2) прямой автомобильной дороги с 2011 года.

 

Показатель

Ед. изм.

Вариант №1
на 2028 (2020)

Вариант №2 на 2028 (2020)

Текущее значение, 2007

 

 

 

Численность населения

Тыс. чел.

35 (23,4)

18,1 (17,2)

15,85

 

 

 

Численность экономический активного населения

Тыс. чел.

24,1 (15,2)

11,4 (10,5)

9,2 

 

 

 

Уровень зарегистрированной безработицы

1,2 (2,1)

 2,4 (2,9)

3,15

 

 

 

Общий объем привлеченных инвестиций (в ценах 2008 года)

млн

36 040

5 600 
(3 900)

60

 

 

 

Доля собственных доходов в бюджете (при текущей бюджетной системе)

%

51 (35)

29 (25)

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем жилищного строительства

М2

1 280 000

165 000

 

 

 

 

 

 - в среднем за год

М2

64 000

6250

3747

 

 

 

- на душу населения

М2

2,5 (1,9)

0,5 (0,45)

0,24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя зарплата по отношению к средней по областной

%

100 (85)

70 (62)

58

 

 

 

Средний доход на душу населения по отношению к среднему по области

%

 92 (69)

68 (57)

43

 

 

 

Обеспечение жильем на душу населения

м2

41 (33)

31 (25)

22,9

 

В случае отказа в реализации проекта городской округ Дегтярск продолжит экстенсивное развитие с большим трудом привлекая на свою территорию малый бизнес, ограниченно развивая малоэтажное строительство и неизбежно испытывая отток рабочих рук из экономики. 

 

7. Заинтересованные лица.  

 

7.1. Жители города Дегтярска и прилегающих населенных пунктов.

7.2. Жители города Екатеринбурга.

7.3. Коммерческие организации Дегтярска и Екатеринбурга.

7.4. Администрация городского округа Дегтярск.

7.5. Правительство Свердловской области.

7.6. Иные субъекты социально-экономической сферы. 

 

8. Возможные источники финансирования:

 

8.1. Областной бюджет.
8.2. Местный бюджет.
8.3. Предприятия и организации осуществляющие деятельность на территории городского округа Дегтярск.
 

9. Варианты реализации проекта.   
 

На данном этапе идет утверждения наиболее оптимального расположение трассы с точки зрения развития города и дальнейшей градостроительной политики (поскольку основное развитие будет проходить вдоль ее в сторону областного центра), оценка стоимости работ, определение источников финансирования, разработка схем и сроков реализации. Конечная цель - подготовка программных документов для поэтапной реализации проекта.