Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание
Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.
В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.
Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.
Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:
- Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
- Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
- Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
- Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
- Они сегодня задерживаются.
- Завтра она представится своим коллегам.
- Смотри! Он приближается!
- Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
- Пусть они хорошенько там повеселятся.
- Они сегодня что делают? Задерживаются.
- Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
- Смотри! Он что делает? Приближается!
- Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
- Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.
- Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
- Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
- Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
- Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:
Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.
- Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
- Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
- Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
- Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
- Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
- Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
- Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
- Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
- Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
- Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
- В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
- В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
- В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
- Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
- У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
- Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.
Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Источник
Русский [ править ]
- форма родительного падежа множественного числа существительного крыша ◆ Ласточки, вылетая из-под крыш , трепетали в воздухе, летели на реку, омакивали крыльями в воду и опять неслись с визгом… Н. Г. Помяловский, «Мещанское счастье», 1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Люди строили эти хатки, а под застрехами соломенных крыш милые птички ласточки из той же глины, с примесью такой же соломы лепили полукруглые ковшички своих гнёзд. Л. В. Успенский, «Слово о словах», 1971 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Приютившаяся под горой деревня казалась отсюда беспорядочным нагромождением железных, деревянных, соломенных крыш , утопающих в зелени садов. А. Н. Рыбаков, «Бронзовая птица», 1955-1956 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В каналах отражаются фронтоны бюргерских домов, которые соперничают друг с другом формой окон и конфигурацией черепичных крыш . В. В. Овчинников, «Калейдоскоп жизни», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В городе с крыш потянулись книзу хрустальные сосульки. Олег Тихомиров, «Весенние страницы» // «Мурзилка», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Во сколько раз высота одного дома больше высоты другого дома, если время падения сосулек с их крыш отличается в два раза? Владимир Лукашик, Елена Иванова, «Сборник задач по физике. 7-9 кл.», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Источник
Как пишется: «крыш» или «крышь»?
Почему? Правописание, правило.
как пишется слово крыш с мягким знаком или нет?
Как правильно пишется слово: «крыш» или «крышь»?
Как правильно писать слово: «крыш» или «крышь»?
Какая часть речи слово крыш?
Пример предложения со словом крыш?
Как разобрать слово по составу крыш?
Морфемный разбор слова крыш?

Добрый день. Слово «крыш*» так и просит написать на конце мягкий знак, но делать это не стоит, так как это будет ошибкой. Слово «крыш» это существительное в множественном числе в родительном падеже, которые пишут без мягкого знака.
Разбор слова по составу: «кры-ш»: «корень-суффикс».
Я увидел там много необычных крыш.

Словоформа «крыш» относится к парадигме имени существительного «крыша«. То есть это не придуманное пишущим сочетание букв, а форма родительного падежа слова, находящегося во множественном числе («нет чего?» — «нет крыш»).
Несмотря на то, что данная форма внешне чем-то напоминает глагольные с мягким знаком в конце (наподобие «слышь», «спишь» или «кричишь»), она к ним не относится.

Существительные первого склонения с основой на шипящую не могут приобретать в родительном множественного числа «Ь» в концовке. Это немыслимо грамматически. Отсутствие мягкого знака отличает их от приведённых выше форм глаголов.
Похожие примеры:
- «Каша» — «Нет каш».
- «Чаша» — «Нет чаш».
- «Великанша» — «Нет великанш».
- «Опекунша — «Нет опекунш».
Из-за ориентировки на однокоренные слова «крыть» и «крытый», при разборе по составу слова «крыша» часто выделяется суффикс «-Ш-«. Соглашаться с этим или нет — дело каждого преподавателя. Но морфемный разбор может выглядеть именно так:

При постановке слова в анализируемую нами форму просто отбрасывается буква «-А«, окончание приобретает вид нулевого.
Писать «крышь» (с мягким знаком) нельзя, поскольку глаголов «крышить» или «крышать» нет.
Предложение:
- «Со многих ещё не оттаявших крыш спускались вниз чистые, похожие на хрустальные, длинные сосульки».

Крыш столько видно из нашего окна, что не счесть!
Чтобы выбрать, как пишется крыш или «крышь», определю часть речи и форму слова.
Видно (чего?) крыш.
Это форма родительного падежа множественного существительного «крыша», основа которого заканчивается шипящим согласным.
В таком случае в его написание вступает в силу орфографическое правило, что в форме родительного падежа множественного числа существительных первого и второго склонения после шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется, например:
лужа — много луж;
роща — возле рощ;
полотнище — ткань полотнищ;
стрельбище — у стрельбищ.
Слово «крыш» правильно пишется без мягкого знака после шипящего.

Очень часто мы сталкиваемся с проблемами правописания существительных, заканчивающихся на шипящую согласную: много крыш, дач, туч, встреч, пастбищ, полотнищ.
Вспоминаем правило русского языка к этому случаю, где говорится, что существительные во множественном числе родительного падежа, да и к тому же заканчивающиеся на шипящую согласную — пишутся без мягкого знака на конце слова.
Наше слово «крыш» подходит под это правило: множественное число, родительный падеж (нет чего? крыш), поэтому пишем правильно — много крыш.
Морфемный разбор будет выглядеть так: кры/ш — корень/суффикс
Очень впечатляет, когда перед твоим взором — много красивых необычных крыш.

С крыш стекают ручейки.
Слово Крыш оказывается множественным числом существительного крыша в родительном падеже. Может ли в этом слове возникнуть мягкий знак? Конечно нет, ведь правило гласит, что мягкий знак после шипящих у существительных ставится только в существительных третьего склонения. Но слово Крыша хотя и женского рода, принадлежит к первому склонению, а следовательно пишется без мягкого знака.
В этой форме мы должны отметить нулевое окончание, ведь в других формах окончание имеется: Крыша-Крыши-Крышами и так далее.
Кроме нулевого окончания имеется только корень Крыш-, который можно показать однокоренными словами: Крышка, Крышечка, Крышевать.
Впрочем, часто выделяют в слове суффикс Ш и тогда однокоренными словами будут Крыть, Покрыть, Кровля, Кров. Тогда морфемный разбор будет сложнее:
кры-ш_ (корень-суффикс-нуле вое окончание). Основа в любом случае остается Крыш-.

Правильно писать это слово в соответствии с первым вариантом потому, что это существительное в форме множественного числа родительного падежа, имеющее шипящую на конце. В таком случае мягкий знак не ставится.
Морфемный разбор: корень -кры-, суффикс -ш-, основа — крыш, окончание нулевое.
Сколько зданий, столько и крыш.

Надо писать без мягкого знака, получается так — крыш.
Скорее всего это проходят в школе, во 2 классе, упражнение номер 46.
Слово «крыша» — слово первого склонения и женского рода, существительное неодушевлённое, в родительном падеже пишется без мягкого знака.
Правильный ответ — крыш.

Это из категории грамматики русского языка.
Слова, которые начинающиеся на «пол-«, могут писаться и слитно, и через дефис, и раздельно.
А вот если слова, которые начинаются на «полу-» всегда пишется слитно.
правильно будет «полудУрок«.
А ещё можно сказать и «полудурАк» — что означает наполовину дурак. А чтоб не обидеть собеседника — можно сказать и «полуумный»

Как известно, ПЕРВЫЙ — это порядковое числительное. Но это слово может быть не только порядковым числительным, но и выступать в роли прилагательного, когда приобретает качественное значение ЛУЧШИЙ, как в часто употребляемой фразе об отличнике: Он первый ученик в нашем классе, то есть лучший во всех отношениях ученик, лучший среди остальных, отличный, очень хороший.
И хотя числительные не имеют степеней сравнения, но будучи употребленными как качественные прилагательные, обладают и этим свойством.
Следовательно, в этом случае образование сравнительной степени от слова ПЕРВЫЙ не противоречит правилам русского языка. Можно так говорить. Например: Хотя Гриша хочет быть первее всех в нашем классе, но первее Василия все-таки нет ученика. Или так говорят иногда: Я первее тебя доплыву до того берега.
Даже в СМИ я слышала слово ПЕРВЕЕ, например: Наш канал лучший, первее не бывает. Есть это слово в русском языке, НО . это слово считается только разговорным, просторечным, а не литературным.
Ну а насчет того, как правильней — ПЕРВЕЕ или ПЕРВЕЙ, со всей ответственностью могу сказать: оба варианта абсолютно равноправны в своем употреблении.

Надо определить, от чего образовано слово: от существительного или глагола. Надо не спутать правила написания «н» и «нн» в прилагательных, образованных от существительных (кожа- кожаный, карман — карманный), и отглагольных прилагательных или причастиях, которые образованы от глагола (резаный, резанный ножом, нарезанный, овощи нарезаны).
Слово «нарезанный» является причастием, так как образовано от глагола «нарезать», причастием полным, так как отвечает на вопрос «какой?», а не «каков?».
Правило гласит: в полных причастиях пишется два «н» («нн»), если они образованы при помощи приставки.
В причастии «нарезанный» имеется приставка «на», поэтому слово «нарезаННый» пишется с двумя «н».

Как пишется согласно отчета или согласно отчету, выясним, определив грамматическую форму существительного «отчёт».
Согласно отчету о материальных затратах предлагаем увеличить финансирование проекта.
В этом высказывании употребляется падежная форма существительного мужского рода «отчет». Её грамматическую форму помогает создавать производный предлог «согласно»:
согласно (чему? согласно отчету.
В соответствии с морфологической нормой современного русского языка предлог «согласно» используется только в форме дательного падежа существительного, а не родительного.
Понаблюдаем, как реализуется эта норма:
Написание «согласно отчета» (форма родительного падежа) является ошибочным.
Правильно пишется «согласно отчету» с окончанием -у как форма дательного падежа существительного.
Согласно отчету было проведено финансирование производства.
Согласно отчету выдан аванс заработной платы.

В предчувстви* — перед нами слово, в котором вызывает трудность выбор безударной гласной в окончании.
Начальная форма данного слова предчувствие. Слово называет предмет и отвечает на вопрос что, значит, это имя существительное. Оно среднего рода и имеет окончание -е, следовательно, относится ко второму склонению. Кроме того, входит в группу существительных на -ие, их особенность в том, что в форме единственного числа Предложного падежа они имеют окончание -и, а не -е.
Теперь разберемся с формой, в которой слово стоит в вопросе.
Предлог в употребляется с существительными как в Винительном, так и в Предложном падеже.
Если в контексте слово стоит в Винительном падеже, то окончание будет -е:
Никто в семье не верил ( во что? ) в ее дурное предчувствие, а зря.
Если же в предложении существительное после предлога в употреблено в форме Предложного падежа, то на конце следует писать букву -и:
Он не ошибся ( в чем? ) в своем предчувствии, к обеду началась страшная гроза.
Таким образом, выбор гласной в окончании зависит от падежа, в котором стоит данное существительное.
Источник
С крыш или крышь

КРЫША, кр’ыша, -и, ж. Верхняя, покрывающая часть строения. Шиферная, железная, черепичная к. Есть к. над головой у кого-н. (перен. есть где жить; разг.). Под одной крышей с кем-н. (перен. в одном доме с кем-н.). Убрать урожай под крышу (поместить в хранилища). К. мира (перен. о Памире).
• Выше крыши (разг. шутл.) о том, что превышает чьи-н. возможности, слишком обременительно.
Крыша поехала у кого (разг. ирон.) тронулся (в 3 знач.), не совсем нормален, а также вообще крайне устал, растерян.
Под крышей чего, в знач. предлога с род. п.пользуясь поддержкой, а также прикрываясь чем-н.
КРЫША ж. 1) а) Верхняя часть строения, покрывающая его и служащая защитой от атмосферных явлений. б) разг. Покрытие чего-л. в) перен. разг. Прикрытие, обеспечивающее спокойное существование кому-л. 2) перен. Дом, жилище. 3) перен. разг. Совокупность биографических данных, обстоятельств жизни вымышленного или реально существующего лица, под именем которого кто-л. ведет какую-л. деятельность (обычно разведывательного характера).
КРЫША крыши, ж. 1. Верхняя часть здания, строения, служащая его покрытием и защищающая его от вредных атмосферных явлений. Железная крыша. Соломенная крыша. Двускатная крыша. Крыть крышу (делать крышу). 2. Покрышка, покрытие, верхняя часть чего-н. (спец.). Седло состоит из крыши, потников и проч.
крыша, верхняя ограждающая конструкция здания. Состоит из несущей части (стропила, фермы, панели идр.) и кровли. Крыши бывают чердачные и бесчердачные.
Интересно. Слова содержащие (слог 4 буквы). крыш рыша
Теги страницы. орфография крыша как пишется слово крыша правописание слова крыша ударение в слове крыша как правильно писать слово крыша что значит крыша значение крыша что такое крыша jhajuhfabz rhsif rfr gbitncz ckjdj rhsif ghfdjgbcfybt ckjdf rhsif elfhtybt d ckjdt rhsif rfr ghfdbkmyj gbcfnm ckjdj rhsif
Как пишется: «крыш» или «крышь»?
Словоформа «крыш » относится к парадигме имени существительного «крыша «. То есть это не придуманное пишущим сочетание букв, а форма родительного падежа слова, находящегося во множественном числе («нет чего?» — «нет крыш»).
Несмотря на то, что данная форма внешне чем-то напоминает глагольные с мягким знаком в конце (наподобие «слышь», «спишь» или «кричишь»), она к ним не относится.

Существительные первого склонения с основой на шипящую не могут приобретать в родительном множественного числа «Ь» в концовке. Это немыслимо грамматически. Отсутствие мягкого знака отличает их от приведённых выше форм глаголов.
- «Каша» — «Нет каш».
- «Чаша» — «Нет чаш».
- «Великанша» — «Нет великанш».
- «Опекунша — «Нет опекунш».
Из-за ориентировки на однокоренные слова «крыть» и «крытый», при разборе по составу слова «крыша» часто выделяется суффикс «-Ш- «. Соглашаться с этим или нет — дело каждого преподавателя. Но морфемный разбор может выглядеть именно так:

При постановке слова в анализируемую нами форму просто отбрасывается буква «-А «, окончание приобретает вид нулевого.
Писать «крышь» (с мягким знаком) нельзя, поскольку глаголов «крышить» или «крышать» нет.
- «Со многих ещё не оттаявших крыш спускались вниз чистые, похожие на хрустальные, длинные сосульки».
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
крышь это:
Смотреть что такое «крышь» в других словарях:
Тишь да крышь(гладь), да Божья благодать — Тишь да крышь (гладь), да Божья благодать (иноск.) о тихой жизни, чтобъ не возбуждать зависти людской. Ср. Здѣсь тишь да гладь, да Божья благодать. Какъ за стѣной, живемъ за воеводой Алябьевымъ. Островскій. К. З. Мининъ. 1, 1. Ср. И погодка у… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
тишь да крышь(гладь), да Божья благодать — (иноск.) о тихой жизни, чтоб не возбуждать зависти людской Ср. Здесь тишь да гладь, да Божья благодать. Как за стеной, живем за воеводой Алябьевым. Островский. К.З. Минин. 1, 1. Ср. И погодка у нас унялась. какое вчера смятение было, ан Богу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Тишь да крышь, мир да благодать Божья. — Тишь да крышь, мир да благодать Божья. См. СЕМЬЯ РОДНЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
тишь да крышь — сущ. кол во синонимов: 13 • безмятежность (23) • благорастворение воздухов (12) • мир … Словарь синонимов
Тишь да крышь — Народн. То же, что тишь да гладь. СРНГ 15, 354 … Большой словарь русских поговорок
тишина — Тишь, затишье, молчание, безмолвие, пир, лад, согласие, спокойствие, покой. Наступило глубокое (гробовое) молчание, воцарилась мертвая (могильная) тишина. Тишь да крышь (да гладь) да божья благодать. Прот. безмолвие, отдых. Словарь русских… … Словарь синонимов
КРЫТЬ — КРЫТЬ, крывать что, закрывать, покрывать, накрывать, укрывать; | класть плашмя одну вещь на другую; | прятать, хоронить, таить, скрывать. Крыть дом, крышу, вершить, делать обвершку; обрешетив стропила, настилать и укреплять кровлю. Крестьяне… … Толковый словарь Даля
безмятежность — спокой, идилличность, мирность, мир, умиротворение, умиротворенность, тишь да гладь, тишь да гладь да божья благодать, благорастворение воздухов, спокуха, спокойность, успокоенность, спокойствие, покой, тишь да крышь, безмолвие, успокоение,… … Словарь синонимов
мир — 1) Покой; перемирие. заключить ми. Прот. ссора. См. дружба, согласие, спокойствие, тишина 2) Свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная, юдоль печали и плача. Что там на белом свете… … Словарь синонимов
Источник
Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание
Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.
В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.
Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.
Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:
- Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
- Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
- Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
- Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
- Они сегодня задерживаются.
- Завтра она представится своим коллегам.
- Смотри! Он приближается!
- Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
- Пусть они хорошенько там повеселятся.
- Они сегодня что делают? Задерживаются.
- Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
- Смотри! Он что делает? Приближается!
- Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
- Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.
- Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
- Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
- Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
- Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:
Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.
- Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
- Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
- Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
- Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
- Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
- Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
- Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
- Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
- Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
- Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
- В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
- В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
- В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
- Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
- У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
- Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.
Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Источник